Ответ народам мира

Любавичский Ребе, избранные главы из его книг.
Главы книги “שלימות הארץ“.
Глава 1. Обоснование нашего права на Эрец Исраэль и ответ народам мира.

Не потому, что наши предки проживали здесь.

Тот факт, что 70 или 80 лет тому назад приехали евреи в Эрец Исраэль, купили участки земли и поселились в стране, не он является источником нашего права на Эрец Исраэль. Если это будет доводом для нашего права на владение страной, то ведь на протяжении многих поколений в ней жили разные народы, и каждый из них может предъявить тот же довод.
Довод, что страна принадлежит нам, поскольку она была отнята у нас силой, тоже несостоятелен. На базе этого довода можно сегодня выселить президента США из Вашингтона и поселить там индейца, т.к. в прошлом в Америке жили индейцы. И, несмотря на то, что уже приходили индейцы и предъявляли эти претензии, никому и в голову не приходило считаться с их доводами.
Т.о. наше право на Эрец Исраэль основано не на доводе проживания в ней евреев в тот или иной период, но только на обещании Всевышнего (отдать её еврейскому народу).
Другой довод, по которому Эрец Исраэль принадлежит нам вследствие декларации Бальфура или резолюции ООН, так же не имеет под собой никакого основания. Понятно ведь, что ООН не имеет права (не в силах) отдать что-либо не принадлежащее ей. Более того, если мы основываем своё право на Эрец Исраэль на решении нескольких гоев, да ещё признаёмся в этом публично, что же мы будем делать, если произойдут перемены в мнениях и желаниях народов мира и они соберутся и примут противоположное решение?!
Итак, ясно, что обещание Всевышнего, записанное в Торе, является единственной основой наших прав на Эрец Исраэль. И когда замалчивают слова Торы, когда относят Тору к определённому типу евреев, составляющему меньшинство и не определяющему линию поведения на Святой Земле, и всё это из-за решения полностью порвать с прошлым и построить “новую традицию“, уничтожается основа нашей причастности к Эрец Исраэль и тогда нет никакого объяснения нашим претензиям на права на страну.

Эрец Исраэль – для каждого еврея, где бы он ни находился.

Каждый еврея, живёт ли он в Эрец Исраэль или вне её, является владельцем каждого клочка в Эрец Исраэль. Это не зависит от его положения, состояния или возраста. Его связь с Эрец Исраэль существует, увяз ли он в богатой свободной стране или заброшен в глубинку страны, угнетающей своих жителей. Эти права не даны ему как таковому, но они даны ему в силу наследования надела, дарованного Всевышним Аврааму. Как известно, наследник заслуживает наследства в любой ситуации, и, вследствие того или иного его поступка, невозможно лишить его этого наследства, навсегда переходящего от поколения к поколению. Это следует так же и из Алахи, что однодневный младенец является полноправным наследником. И никакие обсуждения и голосования не могут изменить этого. Эрец Исраэль принадлежит евреям, находящимся вне её точно так же, как и находящимся в ней. Она принадлежит и тем, кто не может голосовать, она принадлежит и маленьким детям, которые не в состоянии понять даже смысла голосования.
Мы все наследуем Эрец Исраэль, и нет никакой разницы между наследниками, т.к. они все навечно имеют это право.

Единственный ответ народам мира.

Свой комментарий на Тору открывает Раши так: “Сказал рабби Ицхак: Тора должна была бы начинаться со слов «месяц этот для вас (будет началом…)», т.к. это первая мицва данная еврейскому народу (Всевышним). Так почему же она начинается с истории создания мира? А потому, как сказано (в Теилим 111) «Он обещал народу Своему явить Его мощь, (когда придёт время) отдать им земли, на которых жили народы». И если заявят народы мира еврейскому народу «захватчики вы, оккупировали земли семи народов!», то евреи ответят «вся земля принадлежит Всевышнему. Он её создал и отдал тому, кого счёл достойным. По Своему усмотрению отдал им, по Своему усмотрению забрал у них и отдал нам»”.
В этом комментарии Раши направляет еврейский народ, как следует реагировать на заявления народов мира, которые на протяжении поколений будут претендовать на всю Эрец Исраэль или на часть её. Раши не приводит никакого пояснения к ответу гоям, кроме слов “вся земля принадлежит Всевышнему… по Своему усмотрению отдал им, по Своему усмотрению забрал у них и отдал нам”, т.к. это в самом деле единственный ответ, который следует дать им, и только этот ответ будет принят ими в конце концов. В противном случае Всевышний не сказал бы того, что не принесёт пользы.
Раши был учителем всего еврейского народа, и его комментарий был принят во всех еврейских общинах, и даже заслужил прозвище Комментатора Еврейского Мировоззрения (Эвен Эзра). Вместе с тем он занимался торговлей и хорошо знал гоев и их характер. Он опубликовал вышесказанное в эпоху, в которую на еврейский народ обрушились тяжкие и ужасные гонения и положение евреев среди народов было очень низким. И, несмотря на это, он ясно написал, что единственный способ убедить гоя в нашей правоте – это именно (и только) на базе Торы.
Когда гой скажет тебе “захватчики вы” – отняли землю у захватчика – ответь им: “Он обещал народу Своему явить Его мощь, (когда придёт время) отдать им земли, на которых жили народы”. Всевышний рассказывает еврейскому народу и народам мира о Свои деяниях, что сразу с сотворения мира Он отдал Эрец Исраэль еврейскому народу. Это было предназначено изначально. То есть, даже если был период, когда Эрец Исраэль была под чужой властью, это было только по воле Всевышнего, и впоследствии Он “забрал у них и отдал нам” навечно.
И это, говорит Раши, причина того, что Тора начинается с истории создания мира, а не с “месяц этот для вас (будет началом…)” (с первой мицвы) — указать, что неверно утверждение отсутствия связи между Торой и миром. Наоборот: Тора обращается к еврею, находящемуся в этом мире, в галуте, вместе с гоями, в состоянии, в котором легитимна претензия типа “захватчики вы”. И применительно именно к этой ситуации даёт Тора указание еврею, что он должен ответить гоям: “Это та самая земля, в которой проявилась мощь Всевышнего в избрании нас из всех народов. Всевышний отдал избранную землю избранному народу.

Истинные справедливость и честность.

Раши, разумеется, знал, что гои предъявят свои требования во имя справедливости, т.е. заявят: “Мы не намерены творить несправедливость или взять землю, нам не принадлежащую. Напротив, мы желаем мира, который предотвратит несправедливости. И именно поэтому мы заявляем вам, что “захватчики вы””.
И именно на это приходит ответ: “вся земля принадлежит Всевышнему. Он её создал и отдал тому, кого счёл достойным. По Своему усмотрению отдал им, по Своему усмотрению забрал у них и отдал нам”. Поскольку ваше существование зависит от Всевышнего, и Он – тот, кто по Своему усмотрению дал вам временно эту землю, и Он же – тот, кто забрал её у вас, не стоит вам выступать против Его воли, т.к. тогда вы подвергаете опасности само ваше существование.
Эти слова обращены также и к “поборникам справедливости” из нашего народа, заявляющим: “Как это мы, люди справедливые и честные, противимся передаче гоям даже клочка земли и продолжаем отрицать их права на часть нашей страны?” Этим мы ответим: “Если вы желаете гоям добра, предостерегите их, чтобы не выступали против воли Всевышнего, Творца всего сущего. Разъясните им, что не могут грабительские действия привести к прочному миру, и тем самым вы обеспечите им наилучшую жизнь”.
Нет у нас намерения, не дай Б-г, уязвить чьё-либо достоинство. Единственно, мы хотим подчеркнуть ещё раз, что эти соображения, приводящие к преклонению перед гоями и уступкам им, следуют из галутского комплекса неполноценности, и что только из-за него кажется этим евреям, что следует оторвать кусок от еврейской земли и отдать его гоям.
Евреи, не желающие жить по Торе, и поэтому бегущие к народам мира и объявляющие о своей готовности отдать им территории, входящие в Эрец Исраэль, и умоляющие их не покидать территорию Эрец Исраэль; они должны спросить у гоя: “что написано в Библии?”, и услышат от него, что Эрец Исраэль принадлежит еврейскому народу — и только ему.

Быть не хуже еврея в Польше.

Самое удивительное, что уже успели привести перед всем миром всевозможные доводы, которые только можно себе представить, но этот довод, абсолютную истину Торы – стесняются упомянуть. И это тогда, как на нём мы воспитаны, и каждый ребёнок начинает изучать Книгу книг с этого комментария Раши. На кого направлены слова Раши? На того еврея, который живёт в маленьком польском или российском местечке, и у него нет достаточно средств для пропитания семьи. И, вставая утром, он не знает, какие новые гонения обрушит гой-правитель на него и его соплеменников. И Раши велит этому еврею гордо сказать всё это гою, как оно есть, как оно напечатано во всех изданиях Торы. И кто он (этот еврей), чтоб спорить с Раши?!
И это в то время, когда, выходя из дома, он беспокоился, встретит ли городового в хорошем расположении духа и тот позволит ему пройти по улице без ущерба, или же городовой будет в “приподнятом” настроении, и тогда придерётся и изобьёт…
Но и сегодня, когда, по воле Всевышнего, мы находимся в ситуации, когда городовой — он еврей, всё ещё существуют евреи, которые, завидев гоя, теряются пред ним и не в состоянии сказать ему, как это сказано в Торе, что если он возьмёт часть от Эрец Исраэль, то это он – грабитель.

Переводчик: Шломо Кочубиевский, Реховот
(*) Примечание переводчика: в переводе я старался сохранить стиль языка Ребе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>