Я получил в личку такой вопрос:
«Давно хотел спросить ваше мнение по вопросу образования. Вы писали, что молиться надо о помощи, но это не заменит наши старания и труд. То есть надо молиться о помощи Б-га в наших делах. И я с такой постановкой вопроса очень согласен. Но по моей логике это не состыковывается с желанием отменить или уменьшить в религиозных школах изучение наук. Как же мы будем трудиться, изобретать и разрабатывать, если не будем ничего знать.
Хотелось бы узнать ваше мнение по данному вопросу».
Поскольку этот вопрос злободневен и интересует многих, я решил ответить на него в ФБ, а не в личке.
Ответ распадается на несколько частей:
- Как смотрит Тора на «светские науки» и исследования природы.
- Как смотрят гдолей Исраэль на изучение «светских наук».
- Как смотрят гдолей Исраэль на преподавание наук детям и юношеству.
- Как это реализуется на практике.
Я постараюсь в следующем кратком эссе осветить всё это.
Говорят мудрецы, что Всевышний смотрел в Тору и по ней творил мир.
Т.е. Тора это «план» мироздания, а поскольку Он всемогущ, то абсолютно всё в мироздании работает в точности так, как Он задумал, запланировал и «записал» у себя в «чертежах».
Так что же такое та Тора, «план» мироздания? Она ли тот комплекс знаний, который мы называем «Тора»?
Нет. Та «пра-Тора», мудрость самого Б-га и «план» мироздания, «спускается» и проявляется в мироздании двумя путями: «сверху» и «снизу», как говорит Книга Зоар. И эти два «раздельных» источника мудрости должны заново объединиться воедино, но уже в сознании людей.
Любавичский Ребе трактует «сверху» как мудрость известной нам Торы (данное «сверху», Б-гом) и «снизу» как мудрость естественных наук, изучение и постижение Творения (разрабатываемого «снизу», человеком).
В этом же духе говорит и Рамбам.
Но следует разделить «светские науки» и исследование природы, это совершенно разные вещи.
В системе предпосылок «светских наук», т.е. в философии науки, заложено отрицание Творца, как Первопричины и Силы-движителя всего мироздания. Как минимум, философия науки не принимает Его во внимание.
Тем самым мир науки позиционирует себя как «противник» мировоззрения Торы.
В отличие от этого, в честном, непредвзятом исследовании природы эта позиция отсутствует. Выше мы говорили именно о таком исследовании, направляемом пониманием Первопричины, которая есть единая Сила, а не конгломерат сил, и того, что это единство заложено и в Творении. Это единство нужно «лишь» обнаружить и разобраться во всех деталях, в которых выражается потрясающее многообразие его проявление в мироздании.
Для предвзятых светских наук это единство недоступно, поэтому тенденция, существующая в физике, сократить в физических моделях количество существующих сил и факторов до минимума, развивается и углубляется практически вопреки философии наук. Поэтому Эйнштейн искал Общую теорию поля, и именно поэтому он её и не нашел.
Отсюда ясно, что светские науки как таковые пронизаны «кфирой», отрицанием Б-га, тогда как честное исследование природы пронизано Его присутствием.
Отсюда ясна позиция гдолей Исраэль, отрицающих изучение светских наук и обучение в университетах, бастионах СВЕТСКОЙ науки. Не говоря уж, что сегодня мы ясно видим, рассадником какой заразы являются университеты, и какой развал общества исходит оттуда.
Но как же учиться методике такого честного исследования, чтобы изучать Творение (Природу) как следует, чтобы гдолей Исраэль были согласны с методикой, и чтобы его результаты были бы намного лучше, заодно?
Рав Ицхак Гинзбург разработал такой поход. Общая его идея изложена в брошюре «Михлала Торанит», (Университет, построенный по Торе). Его ученики детализируют эту методику и по ней сегодня работают насколько школ и колледж для девушек.
Работы предстоит много, но процесс пошел.