Удивительный Раши

Нередко приходится слышать от «думающих людей» такую мысль:

«У древних евреев принадлежность к народу считалась по отцу, а в какой-то более поздний период истории мудрецы порешили определять эту принадлежность по матери. И не удивительно! Ведь евреи в рассеянии (галуте) были в униженном и бесправном положении, угнетатели делали с ними и их женщинами что хотели, количество детей, что рождалось от них, было наверняка значительным. И, чтоб решить эту проблему, когда мать ребенка известна, а отец – не обязательно муж матери, раввины и решили, что принадлежность к народу будет по матери. И всё в ажуре».

Не буду разбирать эту «мысль», скажу лишь что ребенок, рожденный замужней женщиной не от мужа – это мамзер, еврей с бо-о-о-льшими проблемами, как духовными, так и юридическими и социальными. Но только ради этого замечания не стоило садиться за компьютер.

Несколько дней назад, читая Хумаш с Раши, я будто в первый раз увидел знакомый комментарий Раши на Бемидбар, 26:5. Там, в главе Пинхас, идет перечисление еврейского народа по семействам («бейт авотам», «отчим домам»).

Чтоб было ясно, о чем Раши говорит, вот сама строфа:
«Реувен, первенец Исраэля. Потомки Реувена: Ханох – семейство hа-ханохи, Фалу – семейство hа-фалуи» и так все семейства всех 12 колен.

Раши обращает внимание, что все названия семейств имеют ту же структуру: это корень имени «отца семейства» с буквой hей в начале и буквой йуд в конце. И дальше пишет следующее: «народы насмехались над ними, говоря: “как же они могут вести родословную по коленам (т.е. по отцам)? Они что, полагают, что египтяне не владели их матерями? Если телами их самих владели (т.к. они было рабами), то уж тем более их женами”. Поэтому Святой Благословенный «обкладывает» их Своим Именем [йуд-hей], «hей» с одной стороны, «йуд» – с другой, как бы говоря: Я им Свидетель, что они дети своих отцов и т.д.».

Т.е. Раши «между прочим» отвечает на утверждение, что я привел в начале эссе, и говорит: Сам Всевышний свидетельствует в Торе, что угнетатели не владели еврейскими женщинами. Они остались чисты и заложили основу еврейскому народу в чистоте.

И мы может экстраполировать это на всю непростую еврейскую историю, т.к. известен принцип, что вся наша история находится в зародыше в Танахе.

А почему же принадлежность к народу таки идет по матери – это уж отдельная тема.

P.S. Единственная история, когда египтянин владел еврейской женщиной, тоже описана в Торе, и мудрецы делают из нее далеко идущие выводы о скромности еврейской женщины. И восстание Маккавеев началось, в том числе, из-за «права первой ночи» что ввели греки.

Запись опубликована в рубрике Неявная Каббала. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>