1. Еврейский народ, один из древнейших народов, восставший из пепла по воле Всевышнего, находится в состоянии перманентной войны со времени последнего начала возвращения в Эрец-Исраэль. Всем известно, что врагом Ам Исраэль в Эрец-Исраэль является арабское окружение, но что представляет собой этот враг с точки зрения Торы – понятно далеко не всем. Давайте рассмотрим эту тему.
В европейском сознании «война есть продолжение политики иными средствами» (Карл фон Клаузевиц) и только, но не так видит это Тора. Чтобы разобраться в этом и эффективно бороться с врагами, обратимся к Торе, плану Всевышнего, по которому построено и работает мироздание.
Еврейский народ немало воевал за свою древнюю историю. На первый взгляд, все войны как войны, на одно лицо, с теми или иными оттенками и акцентами, но классифицируя отношения Торы к разным нашим врагам, можно обнаружить 4 категории врагов Ам Исраэль, войны с которыми разнятся в принципе, и поэтому и ведутся по-разному.
Вот они:
- Амалек
- Мидьян
- Семь народов Ханаана
- Все остальные народы мира
Отметим, что эти враги, особенно первые 3 категории, это понятия в первую очередь ментальные, духовные. Конкретные народы, давшие миру эти названия, было воплощением этой «духовности» и ментальности. Эти народы биологически более не существуют как таковые, с тех пор, что царь Ассирии Санхерив перемешал народы античного мира, но духовные заряды продолжают существовать, и более-менее монолитные группы людей могут стать преемниками тех древних исчезнувших народов.
Как пример возьмем Амалека, самого закоренелого нашего врага. Война с ним длится 3500 лет. Что и почему – читайте в Торе.
Как народ Амалек прекратил свое существование со времен Санхерива, ок. 2600 лет назад, но его духовный заряд живуч, и в принципе любой гой может стать Амалеком. В частности, еврейские мудрецы уже в наше время идентифицировали Амалека с одной из важных наций.
На стыке 19 и 20го веков кайзер Германии Вильгельм II должен был посетить Иерусалим. Турки хотели устроить ему пышную встречу, вполне понятно. Как изюминка, они хотели чтоб «представители трех мировых религий» (раввины, попы и муллы) благословили высокого гостя. Раввины (кажется – рав Зоненфельд) отказались, говоря что «Исраэль не благословляет Амалека»… Напомним, что в те времена Германия была в полнейшем порядке, кроме нормального немецкого милитаризма.
То же самое и с Мидьяном: гои вполне могут стать им.
То же самое и с семью народами Ханаана.
В чем разница в войнах с четырьмя категориями?
Мы попытались свести в краткую таблицу всю информацию на эту тему, содержащуюся в Торе.
2. Обратите внимание: Мидьян стоит особняком в этой таблице. Только Мидьян обречен на уничтожение, никаких других опций Тора ему не дает. Все остальные враги имеют 2 или 3 варианта, но не Мидьян. Также с инфраструктурой врага: ее запрещено уничтожать, кроме инфраструктуры Мидьяна, ее обязаны уничтожить в процессе войны.
Если мы хотим точно определить наши цели в войне с арабами в Эрец-Исраэль, мы должны понять к какой категории из этих 4х они относятся.
Все остальные народы мира |
Семь народов Ханаана |
Мидьян |
Амалек |
Враг |
Мидьян |
Амалек |
Инициатор проблемы |
||
Физически помешать этой связи, что должно закончиться ликвидацией евреев. |
Помешать установлению тесной связи Ам Исраэль с Творцом |
Их цель |
||
Растление еврейских парней с тем, что Творец от них сам отвернется. Разврат и идолопоклонство самого низменного вида. |
Физически помешать установлению этой связи вплоть до убийства евреев. Кстати – начиная со слабых духом. |
Способ достижения цели |
||
Ам Исраэль |
Творец |
Творец |
Творец |
Инициатор следующих войн |
Дозволенная война. Смешанная: духовная и материальная |
Война мицва. Смешанная: духовная и материальная |
Война мицва. Сугубо духовная |
Война мицва. Сугубо духовная |
Тип войны |
Расширение территории и захват трофеев. Здесь вполне применимо определение Клаузевица. |
Очистить территорию Эрец Исраэль от них и от их духовной грязи. |
Месть за Ам Исраэль и за Б-га |
Ликвидировать саму память о них. |
Цель войны |
Дать им на выбор 3 возможности: 1. Эвакуироваться куда хотят, 2. Принять 7 мицвот БН и полностью подчиниться БИ, 3. Быть уничтоженными |
Дать им на выбор 3 возможности: 1. Эвакуироваться куда хотят, 2. Принять 7 мицвот БН и полностью подчиниться БИ, 3. Быть уничтоженными. |
Уничтожение |
Дать им на выбор 2 возможности: 1. Принять 7 мицвот БН и полностью подчиниться БИ, 2 .Быть уничтоженными |
Способ достижения цели |
Инфраструктура не разрушается. Если уже начата война – нет возможности вернуться к вариантам 1 и 2. Укрепрайон окружается с 3 сторон, чтоб желающим было куда бежать. Их не преследуют. Сражающие уничтожаются полностью. Женщины, дети и имущество – трофеи. |
Инфраструктура не разрушается. Если уже начата война – нет возможности вернуться к вариантам 1 и 2. Укрепрайон окружается с 3 сторон, чтоб желающим было куда бежать. Их не преследуют, но убежать они должны из ЭИ вообще. Сражающие уничтожаются полностью. Женщины, дети и имущество – трофеи. |
Инфраструктура разрушается. Укрепрайон окружается с 3 сторон, чтоб желающим было куда бежать. Их не преследуют. Мужчины, женщины и дети мужского пола уничтожаются полностью. Дети женского пола и имущество – трофеи. |
Инфраструктура не разрушается. В случае отказа принять 7 мицвот БН и подчинения — тотальное уничтожение, включая женщин, детей и имущество. |
Правила войны |
3. Амалек и Ам Исраэль – это духовные полюса человечества, которое как сырьевая (но далеко не аморфная!) масса находится посредине. Неевреи тянутся кто к одному, кто к другому «электроду-полюсу», что подобно процессу электролиза. Любой гой может пройти гиюр и стать частью Ам Исраэль, и любой гой может стать Амалеком, для чего не нужен ни «анти-гиюр», ни вообще что-либо формальное. Достаточно «последовать за зовом сердца».
В конце этого процесса «электролиза» (называемого в Торе «берур«), всё человечество разделится на три группы: Ам Исраэль (Бней-Исраэль, БИ), Бней-Ноах (БН) и Амалек. БН это гои, тяготеющие к Творцу и Торе, но не намеренные пройти гиюр и стать частью Ам Исраэль, и желающие остаться гоями, как их хочет видеть Всевышний. Они являются естественными союзниками и сотрудникам БИ в превращении мира в тот, который запланирован Б-гом как результат Сотворения мироздания. Заключительным аккордом в беруре будет ликвидация Амалека, что возложено на Машиаха как мирового лидера. (Есть гораздо более тонкие нюансы в классификации явлений (Ишмаэль и Эрэв-рав), относящиеся уже к происходящему в «области» самих БИ, которая тоже не монолитна).
То, что врагом БИ в Эрец-Исраэль является арабское окружение, не превращает арабов в монолитный блок, который можно отнести к одной категории врагов. Более того, каждый враг – это многомерный вектор. Человек – существо динамичное и понятно, что со временем акценты меняются, и соответственно меняется главная составляющая, но в данном анализе мы постараемся выделить главную составляющую в данное время. Иногда будем указывать вторую по важности составляющую.
Так Германия до окончания Второй Мировой войны определенно была «Амалек», но в дальнейшем, похоже, перешла в категорию «остальные народы». Это не значит, разумеется, что она не может вернуться в состояние «Амалек», поскольку не происходит процесс превращения немцев в БН.
Арабы Газы (м.б. также и Иудеи-Самарии) сегодня относятся к категории «Мидьян»[1], с определенной дозой Амалека.
Египет сегодня определенно можно классифицировать как «остальные народы». Видимо, и Асадовская Сирия сегодня относится к той же категории. Оба, разумеется, тяготеют к Амалеку.
Иран сегодня явный Амалек с примесью Ишмаэля, Хизбалла – продолжение Ирана, а вот Эль-Кайда и ИГИЛ – это другое дело. Тот факт, что они враждуют и с другими народами мира, представляет собой лишь фон, и не имеет отношения к нашему анализу.
4. Чтоб как следует понять этих последних врагов, углубимся в понятие, относящееся к «области» самих БИ. Ислам – это клипа (скверна) Ишмаэль. Ишмаэль по природе своей раб (будучи биологически сыном Авраама, он его раб по рождению. Раб, не отпущенный на свободу (даже беглый), и его потомки остаются таковыми до скончания веков). По Торе, раб это «часть» и «продолжение» хозяина, его инструмент, а не нечто отдельное, поэтому мы и относим Ишмаэля к «области» БИ в нашей модели.
Ишмаэль[2] любит давать и влиять (правда, то, что Эль-Кайда и ИГИЛ хотят дать, мало кто хочет принять J), и чем больше он дает, тем более он велик в своих глазах и близок к Б-гу, отзывающемуся на его молитву. Эта иллюзия мешает ему правильно видеть реальность и ее проблемы, он стремиться освободиться от всех ограничений и любого ярма – и властвовать, ему вовсе не обязательно убивать. Любая попытка войти в его положение и помочь ему в его трудностях и проблемах, приводит лишь к деформации мировоззрения доброжелателя и погрязанию его в болоте Ишмаэля. Единственная возможность помочь Ишмаэлю и исправить его – это сначала вернуть его в состояние покорного раба, и тогда, если он раскается в прежних дуростях и сделает тшуву, то сможет стать рабом кашерным, сотрудником и сподвижником БИ.
Исламские группировки как Эль-Кайда и ИГИЛ это Ишмаэль. К нам они, вроде, пока не имеют отношения, но «врага надо знать в лицо».
5. В нашей модели основная масса человечества это Эйсав и идолопоклонники. Именно основная масса и должна расслаиваться на тяготеющих и двигающихся к БИ, или к Амалеку (который есть крайняя точка Эйсава). Согласно нашим мудрецам, главный претендент на гиюр, имеющий это потенциал, – это Эйсав (и, я думаю, идолопоклонники), тогда как из Ишмаэля практически нет и не будет герим. Ишмаэлю гиюр не по зубам. Он – сателлит Бней-Исраэль, но пока не выполняющий свои функции.
Лет 30 назад, когда я впервые услышал мнение Зоара, что в пред-мессианский период будет борьба между Ишмаэлем и Эйсавом, и в результате Ишмаэль (мусульмане) победит Эйсава (христианские народы), я только пожал плечами, не понимая, как это возможно.
Еще сказано, что последняя война в истории человечества – это Машиах (во главе нас) против Ишмаэля. И победа будет за нами (только не думайте, что автоматом).
Сегодня мне очевидно, что Зоар прав.
В процессе бирура человечества происходит трение и борьба между разными его частями. Внутри основной массы это расслоение идет, вроде, тихо и бескровно, т.к. оно духовное по сути. А вот между мусульманами и христианами происходит совсем иное.
Посмотрите внимательно вокруг.
Эта война идет не на поле боя, армия против армии. Мусульмане выедают христианские страны изнутри, как личинка осы-наездника выедает парализованную жертву вплоть до пустой шкурки. Европа, США, Россия – практически выедены как яйцо, кто больше, кто меньше. Их христианская форма – не более чем скорлупа. Кстати, и внутренний террор это не то, с чем люди умеют бороться, не понимая, с чем имеют дело (см. http://living-kabbala.ru/zloba-dnya/smertelnaya-putanitsa/).
Индия и Китай (идолопоклонники) сражаются с Ишмаэлем, не желая разделить участь остальных, но, видимо не преуспеют.
Исключительно интересно всмотреться в силу, наиболее олицетворяемую сегодня с Ишмаэлем: ИГИЛ.
Вождь ИГИЛ Эль-Багдади определил их порядок приоритетов:
- Искоренить или обратить еретиков в самом Исламе (т.е. шиитов в первую очередь),
- Искоренить или обратить христиан (начиная с США),
- Искоренить или обратить евреев.
Таким образом, мы видим тот же порядок, что и в Зоаре:
- Сначала мусульмане против христиан,
- Потом – мусульмане против иудеев.
Война и «очищение» в самом Исламе – это преддверие первого этапа. Т.е. мы должны увидеть войну ИГИЛ (суннитов) с Хизбаллой и Ираном (шиитами), вторжение в зону интересов США (Кувейт и Саудия) не только из-за нефти, но главное – чтоб вовлечь Запад в войну (Эль-Багдади так прямо и говорит).
Всё идет к тому, что вокруг нас всё будет охвачено огнем и «мировое сообщество» будет в страшной панике – ведь ИГИЛ могут овладеть ядерным оружием Пакистана и Ирана (а Индия?).
Дело за Машиахом: только под его вождением можно поставить Ишмаэля на место и двигаться далее, к совершенству мироздания. Как тут не вспомнить сказанное Ребе во время первой войне в Персидском Заливе 1991 года.
6. Какая конечная цель Всевышнего в Творении?
Тора говорит, что это – приведение мироздания к совершенству. Всё происходящее в мире служит этой цели.
Что, и эти бесконечные войны и гибель людей тоже?!
Да. Но это лишь вынужденная мера, из безвыходности, когда невозможно сдвинуть людей с мёртвой точки (ведь они имеют техническую свободу выбора!), где они, по сути, мертвы и не хотят ожить, и пребывание в этом состоянии для них много хуже физической смерти. Как в истории с Потопом. Не забудем, что человек это не просто элемент биосферы планеты Земля. У него другие возможности и задачи в Творении, в отличие от животных и растений.
Всевышний стремится изменить сознание людей, в первую очередь – мирным путем. Вспомним, что Ноаху было заповедовано строить Ковчег на протяжении 120 лет, чтоб было достаточно времени сообщать всем, чем он занят и что будет дальше, и всё это – чтоб дать возможность всему человечеству (небольшому на тот момент) заново оценить своё мировоззрение и поступки. И лишь когда стало ясно, что нет никаких шансов на исправление человечества, что люди активно сопротивляются этому, Всевышний привел в мир Потоп.
Даже институт «рабства», заповедованный Торой, служил той же цели. Гой, с собственного согласия становясь «эвед кнаани», «рабом» еврея, проходил «полу-гиюр», выходя из статуса «обычного» гоя-идолопоклонника. И если хозяин выпускал его на свободу, он становился гер-цедек, присоединяясь к еврейскому народу.
Если посмотреть внимательно в сводную таблицу войн в первой статье легко увидеть, что цель всех войн (кроме войны с Мидьяном) – привести народы мира к исполнению ими семи мицвот Бней-Ноах, т.е. к виду совершенства, запланированное Б-гом для неевреев. Заметим, что некоторым их них тесны рамки этих 7 мицвот, и они идут дальше, принимая гиюр и становясь интегральной частью Ам Исраэль.
В мире Геулы нет места идолопоклонникам, только Бней-Исраэль и Бней-Ноах. Рамбам пишет, что одна из задач, возложенных Б-гом на БИ, – это привести народы мира к исполнению ими семи мицвот БН. Ясно, что это может произойти двумя путями: войной (насилием) и миром (свободным желанием). Войной – мы уже знаем как, а как миром?
Любавичский Ребе подчёркивает, что после 3500 лет исполнения евреями их мицвот и галута, длиной в 2000 лет, мир изменился настолько, что человечество готово к Геуле, переходу в совершенное состояние. Это значит также, что пертурбации и процессы, протекавшие на протяжении человеческой истории с большой кровью, сегодня могут протекать без нее. Кстати, Ребе именно это и говорил, указывая на практически бескровные глобальные изменения в мире в начале 90х годов прошлого века.
Ребе в свое время инициировал широкое мероприятие по распространению семи мицвот БН среди народов мира. В ответ на критику «что, ты закончил всю работу с евреями, что взялся за гоев?» он отвечал, что «это – наша обязанность. Кто нам позволил ею пренебречь? И если мы не знакомим гоев с их мицвот, которые выведут их из нынешнего состояния, то как мы можем прийти к ним с обвинениями, что они в нем находятся? И кто знает, если бы мы начали делать это давно, то Катастрофа могла бы и не произойти» (мое вольное изложение).
В нашей модели, где Исраэль и Амалек – это два полюса, Ишмаэль относится к «области» БИ. Но в самой этой области Ишмаэль в его диком и не исправленном виде является антиподом Исраэля, вернее – его кривым зеркалом. Это легко можно увидеть не только в том, что сегодня заявления мусульман представляют собой вывернутые на изнанку истинные заявления иудеев (часто даже не объявленные) как кто является оккупантом в ЭИ, кому она принадлежит и т.п. Более того: мусульмане ведут сегодня обращение «неверных», с чудовищной жестокостью искореняя не желающих сменить веру. Например: христиан и езидов-идолопоклонников.
Здесь особенно ярко проявляется их кривое зеркало: верно, в мире Геулы нет места идолопоклонникам, и они должны исчезнуть, но так?! В мире, в котором человечество готово к Геуле, и неосознанное желание людей принять истинную веру так близко к переходу к сознательному процессу изучения Торы и исполнения 7 мицвот БН, убивать людей за нежелание принимать Ислам под страхом смерти?! Кривее этого трудно придумать! Ведь еврейский подход – это «исчезнут грехи», не «грешники».
Грешник, делая тшуву перестает быть таковым, и грехи исчезают тоже.
[1] Согласно раву Гинзбургу; см. наши эссе на эту тему в блоге http://living-kabbala.ru/
[2] Написано на основе книги «Аль Исраэль гаавато» рава Исраэля Ариэля, ученика рава Гинзбурга.