В каком Израиле евреи хотели бы жить?

По мотивам книги рава Ицхака Гинзбурга «Мой Израиль».

Постановка задачи.

В отличие от узкоспециализированной конвенциональной медицины, занимающейся болезнями конкретных органов и систем организма, медицина холистическая видит человека как комплекс. При этом подходе здоровый человек рассматривается как стабильная нормальная ситуация, а болезнь – как нарушение баланса.
Как пишет один из столпов холистической терапии Касудзо Ниши, характерно, что на всех медицинских факультетах изучают болезни, но нигде не изучают здоровых людей. Если бы изучали что такое здоровье, могли бы понимать, какой перекос баланса выражается в болезни.
Так и проблемы государства. Сначала следует изучить, что такое здоровое еврейское государство, а потом можно рассмотреть его болезни.
Заметим, что государство есть (как минимум) рамки жизни и функционирования народа и в его проблемах отражаются проблемы населяющих его людей.

 Просьба: не говорите, что здоровый человек и здоровое государство – это утопия и что такого быть не может. Поверим, что может.
«Если вы захотите – это уже не будет просто мечтой» (Теодор Герцель).

Метод

Каббала дает нам превосходный метод анализа как духовной и физической структуры (анатомии и физиологии) и жизнедеятельности человека, так и принципов построения и функционирования государства. Так что при анализе мы будем использовать душу и тело человека как модели различных аспектов государства.
Духовные силы человека укрупнено описываются следующей схемой:

Надсознание

кетер

эмуна
вера 

таануг
наслаждение 

рацон
воля 

Интеллект

мохин

бина
понимание

хохма
мудрость, интуиция

даат
познание, сосредоточенность

Эмоции

мидот

гвура
трепет 

хесед
любовь 

тиферет
сочувствие 

hод
искренность 

нецах
уверенность 

йесод
истина 

Действие

маасе

малхут
власть, смирение

Поскольку уже хорошо известно, что практически все болезни тела берут свое начало в тех или иных духовных или душевных проблемах, мы сосредоточимся на последних.
Что такое человек, здоровый душевно и духовно?

Это тот, у которого исправно функционируют как неосознаваемые силы души, так и силы интеллекта, эмоциональная сфера и сфера практических действий.

            Что значит исправное функционирование неосознаваемых сил души?
Если человек ни во что не верит, ни от чего он не получает наслаждения (речь идет о чем-то существенном, а не мимолетном) и он не стремится ни к чему значительному – значит его надсознание больно. И наоборот: если ему есть во что верить и мечтать, наслаждаться картиной исполнения мечты и стремиться к этому всеми силами души – значит его надсознание здорово.
Что значит исправное функционирование сил интеллекта?
Если погружение в обдумывание темы рождает у человека эврику, которая при углубленном дальнейшем обдумывании постепенно превращается в стройную детальную картину; если процесс постижения развивается вплоть до глубокого проникновения в тему и ощущения слияния с ней настолько, что эта тема есть он, а он и есть эта тема, и только так он может теперь смотреть на вещи – интеллект его здоров.

            А что такое здоровая эмоциональная сфера?

Представьте себе, что тема, с которой вы сроднились, вызывает у вас живые свежие чувства к ней. Например, если вы хорошенько думали о ком-то и чувствуете к нему весь комплекс чувств (разумеется, не все одновременно!) как-то: любовь, страх потерять, сочувствие, уверенность в нём, преданность, чуткость и др., это и есть искомое эмоциональное здоровье.

Ну а уж здоровая сфера практических действий не нуждается в особом разъяснении: понимаешь, что к чему? Чувствуешь верно? Действуй в этом русле! И будь чуток к обратной связи от людей и Б-га.

            В холистической медицине есть разные подходы к вопросу с чего начинать лечение. Здесь мы предпочтем метод, начинающий с эмоциональной сферы, как быстрее достигающий цели, поскольку мы часто верно ощущаем то, что затрудняемся объяснить или даже сформулировать.

Что мы можем вынести отсюда применительно к государству? Нет государства вне его граждан. Его здоровье и есть душевное и духовное здоровье его граждан. Давайте строить картину здорового еврейского государства, в котором граждане здоровы. Для этого воспользуемся той же схемой.

Начнем с эмоциональной сферы, представляющей наибольший общий знаменатель народа и общества.

«Шесть пунктов».

Эти «Шесть пунктов» отражают настоящие еврейские чувства, живые и теплые. С чего это начинается? И во что они выливаются?

  • Пункт 1, хесед. Вся конструктивная деятельность основывается на любви. Любовь – колоссальный движитель. Любовь к еврейскому народу, Эрец Исраэль, Торе и Б-гу находит свое практическое выражение в заселении и освоении Эрец Исраэль.
    • В первую очередь заявить всему миру: она вся наша, дана нам Б-гом в вечное владение без права передачи третьему лицу.
    • Наделить земельным наделом каждую еврейскую семью. Надел предназначен для жилья и приусадебного сельского хозяйства. Жизнь и работа на земле устанавливает прочную теплую связь народа со Страной.
    • Ни один клочок земли не оставить без еврейского присутствия: города, поселки, усадьбы, обрабатываемые площади, заповедники – всё пространство Страны заполнено еврейским присутствием.
    • Развить экономическую независимость и предотвратить зависимость, даже если это идет за счет временного понижения уровня жизни.
    • Еврейский труд – важная составляющая связи народа и Страны. Еврей должен сам зарабатывать на жизнь своей семье.
  • Пункт 2, гвура. Страх, трепет, – это брат-близнец любви, ходя он и кажется антиподом. Как конструктивно применить это чувство? Твёрдая еврейская рука(яд Исраэль такифа).
    • Бояться только Б-га, исключительно от Кого зависят результаты наших действий. От нас зависит действовать в правильном направлении, результат зависит только от Него.
    • Создать военную мощь.
    • Твердо решить властвовать в Стране и претворять это в жизнь.
    • Забота о жизни и физической безопасности евреев, гражданских и военных, предшествует обеспечению жизни и безопасности гражданских лиц врага (не говоря уже о вражеских солдатах). Ликвидировать само понятие «чистоты оружия».
    • Пролитая еврейская кровь должна быть отмщена, и не мстителем-одиночкой, а нами – государством и обществом. Отмщена так, чтоб это была последняя пролитая еврейская кровь.
      Не ждать мести от Всевышнего, пассивно наблюдая за происходящим. Говоря «Всевышний отмстит за кровь такого-то» мы имеем в виду, что Он увенчает успехом наши действия.
    • Террор есть результат надежды наших врагов на достижение успехов. Эту надежду следует у них отнять: они должны уяснить, что ни своей страны, ни автономии или самоуправления на территории Эрец Исраэль у них не будет никогда, что бы они ни делали. Будут ли «хорошо» себя вести или «плохо».
  • Пункт 3, тиферет. Начало коренного изменения – переход на судопроизводство по еврейским законам.
    • Прекратить использовать практику нееврейских судов, поскольку в ней выражаются чуждые нам мораль, воззрение на справедливость и подход к жизни.
    • Еврейский суд основан в первую очередь на сочувствии судей всем сторонам, участвующим в тяжбе, и только на этой базе возможна истинная справедливость. Классический пример – мишпат Шломо.

Сделаем небольшое пояснение. Человечество создало судопроизводство, понимая, что нормальная жизнь общества невозможна без такой регуляции. (Кстати, это одна из семи мицвот бней-Ноах, данных Б-гом неевреям). Мишпат иври, еврейское судопроизводство, принципиально отличается от их судопроизводства. Если нееврейское судопроизводство стремится в идеале к справедливости (а фактически – только к соблюдению законов, не веря, что идеал достижим), еврейское судопроизводство есть выражение сочувствия Б-га своим творениям. В нем выражаются как любовь к людям, так и строгость в установленной Им пропорции, что порождает совершенно новое качество. Такой подход выражается в том, что даже проигравший тяжбу или наказанный по решению суда, принимает вердикт с внутренней готовностью, ощущая, что судьи хорошо его поняли, сочувствуют ему, и их решение полностью соответствует ситуации. Так набедокуривший ребенок ожидает справедливого наказания, которое не есть месть, а исправляющее воздействие. Он принимает это наказание с готовностью, и нет ничего более разочаровывающего и растлевающего его, чем отсутствие наказания.

  • Пункт 4, нецах. Продолжение Пункта 1, линии любви. Поощрение алии.
    • Алия не эмиграция. Алия не есть бегство от трудностей галута и от ненависти гоев. Значение слова алия – подъем, восхождение. Трудности есть неотъемлемая часть подъема.
    • Алия не иммиграция. Истинный сионизм – возвращение в Сион единственно из любви к еврейскому народу и Эрец Исраэль – это понятие в первую очередь духовное. Алия – это присоединение все большего и большего количества евреев к мессианскому процессу и предвещание приближающейся геулы.
    • Низкие темпы алии есть следствие того, что происходящее в Эрец Исраэль далеко не соответствует образу настоящей еврейской страны, существующий в надсознании каждого еврея. (Зачем ехать в маленькую америку, если есть большая?).
  • Пункт 5, hод. Продолжение Пункта 2, линии страха (близнец-антипод Пункта 4). Выкорчевывание враждебных элементов.
    • Ликвидация и депортация всех вражеских элементов, включая скрытых, подвергающих опасности еврейский народ (не имеются в виду «инакомыслящие» евреи!).
    • Эрец Исраэль принадлежит только еврейскому народу. Пребывание в ней неевреев допускается только если они лояльны к Б-гу и еврейскому народу, что выражается в принятии ими обязательства исполнения семи мицвот бней Ноах.
    • Стимулировать покидание Эрец Исраэль чуждыми и враждебными элементами, сокращая источники их существования, т.е. не давая им работы.
    • Поставить перед неевреями, находящимися в Эрец Исраэль, выбор (как в свое время Иешуа бин Нун): уйти самим, полностью подчиниться еврейскому народу или воевать. Выбравшие войну уже не смогут изменить свой выбор.
  • Пункт 6, йесод. Слияние Торы и науки.
    • Абсолютное знание Б-га приходит в Творение двумя потоками: «сверху вниз» – Тора, во всей ее полноте, и «снизу вверх» – честное научное исследование.
    • Тора в состоянии придать научному исследованию верное направление, а наука в состоянии стимулировать раскрытие все новых и новых глубин Торы.
    • Слияние Торы и науки предназначено раскрыть Б-га в Творении, т.е. раскрыть, что всё сущее есть Б-г, и кроме Него нет ничего.

Пункт седьмой, малхут.

Подчеркнем: все шесть пунктов это пакетная сделка, они являют собой нерушимое единство. Вычеркнув любой – мы рушим всё, и нельзя ликвидировать любую из систем организма и надеяться, что организм не  пострадает. Предлагаем вас сделать такой эксперимент и вычеркнуть любую систему из таблицы «Физиология» (см. в конце статьи).
Чтоб солидаризироваться с нашим проектом, необходимо широкое общественное обсуждение «Шести пунктов». Мы вместе разработаем в деталях наше здоровое еврейское государство.

Здоровое надсознание, кетер.

Что это такое, наше с вами надсознание применительно к государству?
Верить, что настоящее еврейское государство, о котором евреи мечтали испокон веков – достижимо.
Предвкушать жизнь в таком государстве.
Проявить волю к претворению этого в жизнь.

 Каково оно, это еврейское государство, в реальность которого мы верим? Как оно, т.е. его граждане, смотрит на вещи?
Наберитесь терпения. Кое-что вы уже увидели.
Прочтите статью да конца, потом вернитесь к заголовку «Шесть пунктов» и перечтите заново.

Интеллект.

Если мы внутренне согласны с шестью вышеизложенными пунктами и чувствуем, что они все вместе рисуют картину импонирующего нам здорового еврейского государства, зададимся вопросом, на какой же основе можно его построить?

Именно государство. Не просто «муниципалитет» в Эрец Исраэль, который сможет позаботиться о дорогах и канализации (верно, это тоже нужно, но разве только ради благоустроенной жизни мы все здесь собрались?!).
Именно еврейское. Не государство для всех, кто снизойдет до нас.
Именно здоровое.

Из какой теории или мировоззрения они естественно вытекают как органическое целое?

«Упремся» мыслью в этот вопрос и погрузимся в него.

  • хохма. И вот – эврика! Как молния ударила и озарила. Появилось ясное осознание: Тора – единственный и абсолютный авторитет. Тора, выраженная мудрость Всевышнего.
    Отлично, но это база слишком общая. Как ее можно конкретизировать? Более того, ее следует разработать до деталей.
  • бина. Вот она, конкретная база: шлемут. Цельность, совершенство. Все, что мы собираемся строить, должно быть не частичным-половинчатым-ущербным, а только цельным. А иначе – зачем?
    И на какие главные составляющие можно теперь разложить эту нашу базу, чтоб начать строить стройное здание?
    Вот они, главные составляющие, «три кита», на которых стоим: Тора, еврейский народ и Эрец Исраэль. Каждый «кит» должен обладать своей собственной внутренней цельностью.
  • Полнота Торы.
    Ясно осознать: только владея всеми уровнями Торы еврей в состоянии начать понимать план Всевышнего и действовать в мире соответственно. Таких евреев гои начинают уважать как настоящих мудрецов, инстинктивно ощущая наполняющую их мудрость Б-га.
  • Целостность еврейского народа.
    Предельная ясность: ни один еврей не будет отторгнут от народа. Ни один гой не будет признан евреем. Говорит Всевышний: «еврей это родившийся от матери-еврейки или принявший гиюр согласно Ãлахе». Гер не гой.
  • Целостность Эрец Исраэль.
    Это просто и ясно: она вся наша, дана нам Б-гом. Вся, а не часть. Наша, и не предмет для территориального компромисса.

 Сделаем небольшое пояснение. Слово шлемут имеет корень шин-ламедем, тот же корень имеет и слово шалом, мир (peace). Согласно Каббале, это указывает на то, что мир (peace) зиждется на целостности. Не вдаваясь в объяснения скажем, что еврейский народ есть «сердце» человечества, а Эрец Исраэль – «сердце» всех стран мира (world). Когда целостны еврейский народ и Эрец Исраэль – воцаряется мир в сердцах всего человечества и во всем мире. А когда целостна Тора – евреи с желанием будут ее изучать и исполнять, и неевреи будут с желанием исполнять те заповеди, что относятся к ним. Более того, именно целостность Торы позволит прийти к полноте познания наукой единства всех сил природы.

  • даат. Вдумываясь и углубляясь в нашу триединую базу, начнем ощущать, что главное во всем этом – это выбор Всевышнего. Он избрал нас. Просто мы ему особенно дороги, без «почему». А кроме того Он возложил на нас особую задачу: подготовить Ему «обитель» в сердцах и деяниях людей и быть проводниками света для народов мира. Только на очень надежного и дорогого человека можно возложить такую чрезвычайно ответственную миссию. Ясно осознать и ощутить всем нашим существом: еврейский народ – избранный народ.

Авторитет

            Здесь справедливо возникает вопрос: понятно, что с концептуальными и практическими вопросами, связанными с реализацией «Шести пунктов» следует обращаться именно к специалистам – мудрецам, владеющим полнотой Торы.
Но кто они?
Есть немало раввинов с именем, которых их приверженцы называют «Главой поколения». Как распознать нужных нам?

Здесь мы применим тот же критерий: те из авторитетов, из чьего видения Торы эти «Шесть пунктов» естественно вытекают как органическое целое, это они и есть. Естественно, что несколько таких авторитетов, смотрящих на весь комплекс похожим образом, составят Санедрин. Разумеется, у каждого из них есть своя специализация, но все они будут в состоянии с желанием воспринять мудрость крупнейшего из них, видящего всю картину шире и глубже остальных.

Эмоциональная сфера.

Эта глава является расширением, углублением и детализацией «Шесть пунктов» и ее мы предлагаем вам писать вместе с нами.

Мы привели в порядок и систему наши мысли и мироощущение. Теперь начинаю появляться чувства, живые и настоящие. Во что они выливаются?

И еще раз: Пункт седьмой, малхут.

Великий лидер, мудрец и пророк, ощущающий себя настолько незначительным, что он стремится учиться у любого еврея, при этом умеющий направлять государство согласно плану Творца.
Машиах.

Применение метода к нашей задаче.

Давайте делать это вместе. Только все вместе мы можем.
«Если вы захотите – это уже не будет просто мечтой» (Теодор Герцель).

Заключение

А нужно ли?

 

 Физиология

кетер
Дыхательная система

бина
Кровеносная система

хохма
Костный мозг

даат
Нервная система

гвура
Сердечно-сосудистая система

 

хесед
Костная система

 

тиферет
Мышечная система

hод
Иммунная система

нецах
Эндокринная система

йесод
Репродуктивная система

малхут
Пищеварительная  система

 

Запись опубликована в рубрике Явная Каббала с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>